Антон Груби – жизнь в России (новые факты биографии пивовара)
Антон Осипович Груби родился 7 января 1855 году, в г. Елемница, в Богемии, на территории современной Чехии, детство и отрочество его прошло в родном городе. Вступив во взрослую жизнь, Антон Груби принимает решение о переезде в Россию вместе с семьей - матерью, сестрой и женой в 1880 году. На момент прибытия семьи Груби в Россию Антону было 25 лет, он был женат на дочери капитана, русскоподданной Юлии Щегловой. Вместе с ним уезжает и его родной брат Франц со своей женой.
Объявление о начале строительства
31 августа 1888 года Груби уведомляет письмом Окружное Акцизное Управление о том, что приступил к постройке нового пиво- и медоваренного завода на территории собственной усадьбы по ул. Варваринской, №20. 31 декабря 1888 года Груби отправляет в Акцизное Управление "объявление" с просьбой замерить емкость пиво- и медоваренной посуды на его заводе, приложив к объявлению три экземпляра описания завода с емкостями всех чанов. Эти замеры были необходимы для правильного начисления Управлением акцизов на продукцию Груби. И, наконец, в 1889 году, все разрешительные документы были получены и завод начал функционировать. 24 февраля 1892 году Груби обращается к начальнику губернии с ходатайством о разрешении открыть при пивоваренном заводе "в особом помещении "заведение" для приготовления сельтерской воды и разный минеральных и фруктовых вод под управлением и ответственностью содержателя Ставропольской аптеки провизора А.Нормана". После проведения соответствующих медицинских проверок на заводе, Антону Груби было разрешено открыть "заведение".
1 сентября 1909 года на территории завода Груби началось бурение скважины "с целью отыска артезианской воды". На глубине 634 фута из скважины начал выделяться газ, который зажгли 15 февраля в 5 часов - получился "столб огня высоты до 4-5 аршин". Чтобы погасить огонь, скважину пришлось засыпать, заново расчистили ее для взятия газа на анализ 19 февраля. Проведенный в лаборатории при землеустроительной комиссии химиком Н.П. Ромодановским анализ показал, что "газъ этотъ проедставляетъ почти чистый метанъ или болотный газъ с ничтожными следами аммиака и сероводорода ". Так было открыто первое месторождение природного газа на Ставрополье. Найденный газ был использован как топливо для функционирования завода Антона Груби - он был подведен к топкам заводских паровых котлов, к котлу центрального водяного отопления, а также к кухонным плитам в доме Груби. Уже в первый год работы завода на газе, бурение скважины, оцененное Антоном Груби в 5 000 рублей, полностью окупилось. Но на этом история с газом не закончилась. В 1911 году из Москвы был приглашен профессор Московского университета Н. Мастюков, который подтвердил, что найденный газ нефтяного происхождения, и что более глубокое бурение скважин для разведки нефти весьма желательно. После заключения профессора, было образовано паевое товарищество, в которое мог вступить любой желающий, уплатив предварительно взнос в 500 рублей. Началось бурение многочисленных скважин, "нефтяная лихорадка" охватила город. К сожалению, нефть на территории Ставрополя так и не нашли, но в результате бурения скважин было открыто много месторождений газа и уже в 1912 году большинство промышленных предприятий, работавших ранее на каменном угле и мазуте, перешли на газ, как на более удобное топливо.
Стих Мотивы Дня.
Охватившая город нефтяная лихорадка также нашла отражение в творчестве газетчиков того времени. Сохранилось стихотворение Мотивы Дня, датированное 10 июля 1911 года, опубликованное в газете "Север Кавказа". В стихотворении описывается приезд профессора, спровоцировавший лихорадку, тщетность попыток поиска нефти, также автор касается бюрократической системы того времени.
Билет на жительство А.О.Груби
Отдельно можно описать сложные взаимоотношения Антона Груби с местными чиновниками. Антону Осиповичу Груби, австрийскому подданному, долго не давали Российское гражданство, предположительно, с целью взимания с него, как с иностранного подданного больших налогов и акцизов. Получая постоянные отказы в предоставлении гражданства, Груби был вынужден ежегодно брать в канцелярии Ставропольского губернатора билет, разрешающий проживание и переезды по Российской Империи сроком на один год. Гражданство Антон Осипович получил только после 1892 года. Кроме проблемы с получением гражданства, Груби, как и все предприниматели того времени, должен был писать официальные письма практически по любому поводу: назначение управляющего на заводе, ремонт суслового котла, разрешение на перекачку сусла…
План завода А.О. Груби
Можно считать, что завод Груби являлся флагманом пивоварения в XIX веке - это был первый завод, работавший на газе и, благодаря иностранным инженерам, первым внедрявший все технические новинки. Антон Груби постоянно модернизировал и совершенствовал свой завод. В документах, датированных 1894 годом, основатель завода Антон Осипович Груби описывал свой пиво- и медоваренный завод следующим образом: "Завод огневой, строения каменные. Солодовня помъщается въ главномъ корпусе завода, заторный чанъ, пивоваренный котелъ и прочая посуда для обработки припасовъ, а равно насосъ для перекачивания каторной массы и сусла изъ каторного чана въ пивоваренный котелъ и фильтрационный чанъ помещаются в одном здании…" Также на территории завода находилось холодильное отделение, в котором был устроен специальный ледник, тридцать шесть бродильных чанов, котел для медоварения, котел для нагревания воды и машинное отделение с газовым двигателем. Сохранились рекламные проспекты с описанием производимого заводом пива: "Богемское - светлое, легкое, сухое, не сладкое, с преобладающим хмельным вкусом. Мартовское - полутемное, богатое мальц-эктрактом, полусухое, не горькое. Экспорт - полутемное, мягкое, самое прочное. Венское - полусветлое, легкое, экстрактивное, с небольшим хмельным привкусом. Черное - бархатное, самой слабой алкоголизации, позволяющей пить его не употребляющим крепких напитков".
В 1906 году на территории завода был возведен двухэтажный дом "под контору и прочие службы". Сам же Антон Груби с семьей всю жизнь прожил "в пяти саженяхъ отъ завода в деревянном доме на каменном фундаменте". Скончался Антон Осипович второго апреля 1920 года в возрасте 65 лет от "паралича сердца". Он был похоронен на Успенском кладбище, оставив жену Юлию и приемную дочь Анну 26 лет. Как следует из сохранившихся до нашего времени документов, уже в XIX веке Ставропольский пивоваренный завод отвечал современнейшим техническим требованиям того времени.
Сегодня ОАО "Ставропольский пивоваренный завод" - это современное предприятие с оборудованием от лучших европейских производителей, которое продолжает динамично развиваться. Здесь смогли соединить современные технологии производства и старинные традиции чешского пивоварения для получения действительно уникального живого пива.